Публикации

Назад
 Фонд Жить Рё Помнить  

Никто не забыт, ничто не забыто

 

 

 ГЕРОИ  СОВЕТСКОГО  СОЮЗА  

     - УРОЖЕНЦЫ  ТВЕРСКОЙ  ЗЕМЛИ -

 

СРАЖАВШИЕСЯ

 

В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

 

       В СОСТАВЕ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА

 

 

                        Потомству – в пример!

   ___________________

 

                                      Тверь, 2014 г.

 

 

 

 

        Предлагаемый тверским (и не только) читателям документальный сборник, содержащий как биографические, так и другие  сведения о наших земляках – Героях Советского Союза, в годы Великой Отечественной войны сражавшихся на кораблях и в частях ВМФ СССР - является результатом исследования, выполненного членом Тверского регионального научного военно-исторического Центра капитаном 2 ранга в отставке Асинкритовым Г.П. (он же – составитель и редактор сборника) непосредственно в Центральном Военно-морском архиве в марте 2014 года.

 

 Руководитель ТРНВИЦ  полковник, д.в.н., профессор  

      Хетчиков М.Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_____________________________________________________

Составитель и редактор Асинкритов Геннадий Петрович. 08.05.2014 г. Тираж 200 экз. Копии разрешаются. Тел. 8-9157378719.  E-mail: gasinkrit@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 АНТОНОВ Иван Петрович.

Родился в 1920 году в д. Горбуново Спировского района.

В ВМФ с 1940 года. В ВКП(б) с 1942 года. Службу начал курсантом в Объединённой школе младших авиаспециалистов, был стрелком-радистом в 71-м авиационном полку Краснознамённого Балтийского флота (КБФ). В период Великой Отечественной войны И.П. Антонов участвовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками, защищал Таллин. После эвакуации наших войск из Таллина был зачислен стрелком в 160-ю отдельную стрелковую роту 301-го артиллерийского -дивизиона Ленинградской ВМБ. Неся службу наблюдения на переднем крае обороны, он одновременно овладел техникой снайперского дела.

В характеристике на будущего героя говорилось:

 «Тов. Антонов начал свою снайперскую деятельность в тяжёлое время зимы 1941 года. После основной вахты на наблюдательном посту части, голодный, в сильную стужу, выходил он на рубеж и по многу часов лежал в снегу, отслеживая врага. Он до деталей изучил передний край противника, установил, где у него мелкие траншеи, куда солдаты ходят за обедом, за дровами, за продуктами… Став отличным снайпером, И.П. Антонов проводил большую работу в роте, дивизионе и соседней части по  обучению снайперскому делу красноармейцев и краснофлотцев…»

19 апреля 1942 года И.П. Антонов был ранен. После госпиталя он «снова на своём боевом посту, ходит на снайперскую охоту в любую погоду и умеет применяться к любой обстановке, … стреляет по фашистам с дерева, с верхних этажей разрушенных зданий, из блиндажей, а когда нет никакой возможности замаскироваться, быстро и решительно действует с открытых позиций», - так записано в наградном листе.

За время войны И.П. Антонов обучил более 100 снайперов, лично уничтожил 376 фашистов.  За выдающиеся боевые дела, за мужество и героизм в боях краснофлотец И.П. Антонов был награждён орденом Ленина. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1943-1944 годах И.П. Антонов воевал в составе 470-й отдельной артиллерийской батареи Ленинградской ВМБ. В послевоенный период оставался на сверхсрочной службе на КБФ. В 1953 году в звании мичмана уволен в запас.

 

Афанасьев Николай Фёдорович. Родился в 1919 году в д. Соколово Лихославльского района. В ВМФ с 1937 года. В ВКП(б) с 1943 года. По комсомольскому набору поступил в Ейское военно-морское лётное училище. После окончания училища направлен младшим лётчиком-наблюдателем в 57-й штурмовой авиаполк КБФ. С 22 июня 1941 года участвует в Великой Отечественной войне. Н.Ф. Афанасьев вылетал на бомбовые удары по военным объектам противника, нанося врагу большой урон в живой силе и технике. В начале 1942 года Н.Ф. Афанасьев назначен штурманом звена, а затем 1-й эскадрильи 1-го гвардейского мино-торпедного авиационного полка. Он вылетал на бомбовые удары по железнодорожным станциям, военно-морским базам и военным объектам противника, выполнял задания по постановке мин. В дни прорыва блокады Ленинграда совершал по нескольку боевых вылетов в день. В ночь на 17 января 1944 года 5 раз вылетал на бомбардировку важного железнодорожного узла - станцию Ропша и, несмотря на сильный заградительный огонь противника и большое количество прожекторов сбросил бомбы точно по заданной цели.

27 февраля 1944 года Н.Ф. Афанасьев в составе экипажа капитана П.Ф. Стрелецкого вылетел на поиск и уничтожение кораблей противника. Обнаружив транспорт водоизмещением 5000 т он, несмотря на сильный заградительный огонь, торпедировал и потопил его. Во время атаки П.Ф. Стрелецкий был ранен. Н.Ф. Афанасьев проложил кратчайший маршрут возвращения, что позволило раненому лётчику довести самолёт до своего аэродрома. 229 боевых вылетов совершил до марта 1944 года Н.Ф. Афанасьев. На его счету 5 потопленных транспортов общим водоизмещением  23000 т, канонерская лодка, много уничтоженной боевой техники и живой силы врага.

За мужество и героизм, выдающиеся боевые успехи Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1944 года гвардии капитану Николаю Фёдоровичу Афанасьеву присвоено звание Герой Советского Союза. Ранее он был награждён тремя орденами Красного Знамени.

27 августа 1944 года штурман Н.Ф. Афанасьев в составе экипажа гвардии капитана С.И. Смолькова нанёс бомбовый удар по кораблям противника в Балтийском море. После выполнения задания экипаж на аэродром не вернулся.

 

 

 

 

 

 

 

БЫКОВ Василий Иванович. Родился в 1920 году в с. Кравотынь Осташковского района. В ВМФ с 1937 года. В ВКП(б) с 1948 года. По комсомольскому набору поступил в Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе, а через год был переведён в Тихоокеанское высшее военно-морское училище. После окончания училища назначен командиром торпедного катера на ТОФ. Вскоре после начала Великой Отечественной войны переведён на Северный Флот, ставший главным морским оплотом  Советского Союза в войне. С июня 1943 года В.И. Быков служил на большом охотнике помощником командира соединения противолодочных сил Северного флота, участвовал в поиске и уничтожении подводных лодок , в эскортировании союзных конвоев. В мае 1944 года назначен командиром звена в бригаду торпедных катеров Северного Флота, где в бою с врагом проявил исключительное мужество и отвагу. 15 июля 1944 года наши торпедные катера под командованием капитана 3 ранга В.Н. Алексеева уничтожили 9 кораблей противника. В этом бою торпедный катер ТКА-242, командиром которого был В.И. Быков, потопил транспорт водоизмещением 6000 т.

19 августа 1944 года В.И. Быков участвовал в бою с неприятельским конвоем в Врангер-фиорде  в составе ударной группы торпедных катеров, Вражеский конвой насчитывал свыше 30-ти вымпелов.  В.И. Быков смело вырвался вперёд, стремительно прошёл вдоль конвоя, поставил длинную дымовую завесу и потопил тральщик. Дымовая завеса обеспечила выход ударной группы катеров в атаку на конвой противника, в результате чего было потоплено 14 кораблей. 13 сентября 1944 года наши торпедные катера обнаружили севернее п. Вардё группу кораблей противника. ТКА-242 выпустил 2 торпеды по тральщику врага и потопил его. 25 сентября 1944 года в группе катеров ТКА-242 в дневных условиях атаковал и потопил 3 тральщика противника, но был атакован самолётом неприятеля и получил три значительных повреждения. В.И. Быков был ранен в руку и в голову, но мужественный моряк не отошёл от штурвала и привёл катер в базу. За смелость и мастерство в бою, за проявленное мужество, за потопление транспорта и трёх тральщиков противника Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года старшему лейтенанту Василию Ивановичу Быкову присвоено звание Герой Советского Союза. В начале 1945 года В.И. Быков был назначен в 1-ю бригаду торпедных катеров ТОФ, в составе которой участвовал в боевых действиях против империалистической Японии. Во время Великой Отечественной войны В.И. Быков был награждён орденом Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени и медалью «За боевые заслуги». В 1959 году В.И. Быков окончил Военно-морскую Академию. Закончил службу в звании контр-адмирала.

 

ВАСИЛЬЕВ  Григорий Дмитриевич. Родился в 1911 году в селе Субботово Бежецкого района Калининской области. В ВМФ с 1932 года. Учился в ВВМУ им. М.В. Фрунзе, затем в ВМУ береговой обороны им. ЛКСМУ. В 1933 году направлен в авиацию. Специальность военного лётчика получил сначала получил в Военно-теоретической школе лётчиков в Ленинграде, затем в Ейской школе морских лётчиков.  С конца 1936-го по 1938-й год служил лётчиком в 124-й дальнебомбардировочной авиаэскадрилье ЧФ, затем был переведён на ТОФ  командиром 15-го отдельного отряда. В марте 1943 года Г.Д. Васильев назначен лётчиком 1-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка КБФ, в составе которого принял участие в боевых действиях против немецко-фашистских захватчиков. В июле 1943 года он нанёс успешный бомбовый удар по аэродрому Майсниеми, участвовал в разрушении железнодорожного моста через реку Нарву.

23 июля 1943 года во время дальнего разведывательного полёта над Балтийским морем торпедировал и потопил транспорт противника водоизмещением 5000 т …»Капитан Васильев, мастерски выполняя боевые задании по постановке минных банок в базах и на форватере противника, производил уничтожение пртиволодочных сетевых заграждений… Особенно проявил себя выполнении дальних крейсерских полётов в Балтийском море», - так характеризовал его командир полка. В декабре 1943 года Г.Д. Васильев был назначен командиром 3-й Краснознамённой авиаэскадрильи того же полка.

За выдающиеся боевые успехи, потопление 5-ти транспортов противника общим водоизмещением 24000 т, нанесение большого урона живой силе и боевой технике противника гвардии капитану Григорию Дмитриевичу Васильеву  Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года присвоено звание Герой Советского Союза.

В сентябре 1944 года Г.Д. Васильев был направлен на Высшие офицерские курсы  ВВС ВМФ, по окончании которых возвратился в свою часть на должность помощника командира полка по лётной подготовке и воздушному бою.

За героизм и мужество, отвагу и смелость Г.Д. Васильев  был также награждён двумя орденами Красного Знамени и Орденом Ушакова 2-й степени. После войны продолжал службу в авиации ВМФ. В 1955 году окончил Военно-морскую академию.

В 1958 году полковник Григорий Дмитриевич Васильев уволен в запас.  

 

 

 

 

 

ВАСИЛЬЕВ Михаил Яковлевич. Родился в 1918 году в деревне Александровка Старицкого района. В ВМФ с 1936 года. В ВКП(б) с 1941 года. По комсомольской путёвке в 1936 году направлен в Одессу, в 8-ю школу военных пилотов имени Полины Осипенко. По окончании школы служил пилотом в 13-м истребительном авиаполку Краснознамённого Балтийского флота. В составе полка участвовал в боях с белофиннами в 1939-1940 годах и за отличное выполнение боевых заданий командования был награждён орденом Красного Знамени.

Великую Отечественную войну начал в боевом строю этого же полка, преобразованного в октябре 1942 года в 4-й Гвардейский.

Командуя звеном самолётов И-16, вылетал на разведку в тыл противника, на штурмовку его войск и техники. В период героической обороны острова Ханко М.Я. Васильев добывал ценные сведения о противнике, летая над вражеской территорией на бреющем полёте под огнём зенитной артиллерии. Во время разведывательного полёта над территорией врага  15 июля 1941 года истребитель И-16 М.Я. Васильева получил 60 пробоин, самолёт кренило, но лётчик выполнил задание до конца. При эвакуации героического гарнизона острова Ханко М.Я. Васильеву было предложено уходить на одном из кораблей, а самолёт сжечь. Лётчик от этого предложения отказался. Ночью в сплошном тумане он провёл свою боевую машину в Кронштадт.

В марте 1942 года М.Я. Васильев назначен  командиром 1-й эскадрильи. Под его командованием эскадрилья на истребителях И-16 и Ла-5 произвела свыше 1990 вылетов, провела 59 воздушных боёв, в ходе которых сбила 39 самолётов противника. «На земле тихий и скромный, в воздушном бою – подлинный герой, - записано в его характеристике, - как бы ни был сложен бой, он всегда впереди, являясь сверхотличным снайпером». На счету М.Я. Васильева 500 боевых вылетов, он сбил 4 самолёта врага лично и 20 в групповых боях.

За беспримерную храбрость в боях, нанесение огромного ущерба  врагу, отличную подготовку лётных кадров гвардии старшему лейтенанту Михаилу Яковлевичу Васильеву Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июня 1942 года присвоено звание Герой Советского Союза. Он был награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени.

Последняя награда была присвоена посмертно: из боевого вылета в район острова Сескар на отражение истребителей противника 4 мая 1943 года Михаил Яковлевич Васильев не вернулся.

 

 

 

 

КУЗНЕЦОВ Василий Михайлович. Родился в 1910 году в деревне Кострице Оленинского района. В ВМФ с 1931 года. Окончил школу младших авиаспециалистов ВВС ЧФ. После окончания в 1935 году Ейской школы морских лётчиков служил в ВВС ТОФ, занимая должность от  младшего лётчика до помощника командира авиаполка. В 1943 году был направлен на курсы усовершенствования начсостава ВВС ВМФ при Ейском  морском авиационном училище, затем стал командиром вновь сформированной авиачасти. Летом 1944 года В.М. Кузнецов назначен помощником командира 1-й Гвардейского минно-торпедного Краснознамённого авиационного полка  КБФ. С первых дней пребывания в полку сражался с немецко-фашистскими захватчиками. Вылетал на бомбовые удары по военно-морским базам противника, на постановку мин, совершал крейсерские полёты. Над Балтийским морем 23 августа 1944 года в районе Мемеля (Клайпеда) он одержал свою первую большую победу на море, потопив транспорт противника водоизмещением 6000 т. В октябре-ноябре 1944 года потопил ещё 4 неприятельских транспорта.

За выдающиеся боевые заслуги, потопление 5-ти транспортов общим водоизмещением 31000 т, успешные бомбовые удары по военным объектам противника, мужество и отвагу гвардии майор Василий Михайлович Кузнецов в декабре 1944 года был представлен к присвоению звания Герой Советского Союза. Удостоен этого звания Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 года.

В январе 1945 года, обнаружив  в районе Данцигской бухты неприятельский транспорт водоизмещением 7000 т в охранении сторожевых кораблей и двух сторожевых катеров, В.М. Кузнецов произвёл по транспорту точный торпедный удар и потопил его. При выходе из атаки самолёт был повреждён двумя прямыми попаданиями вражеских снарядов, но опытный лётчик привёл самолёт на свой аэродром и отлично посадил повреждённую машину.

За время участия в боевых действиях В.М. Кузнецов был награждён тремя орденами Красного Знамени и орденом Красной Звезды. В 1949 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы авиации ВМС. Служил в авиации ВМФ до 1954 года. Уволен в запас в звании полковника.

 

 

 

 

 

 

 

КУСКОВ Виктор Дмитриевич. Родился в 1924 году в деревне Перелоги Рамешковского района. В Вооружённых Силах с 1942 года. После призыва на военную службу был пулемётчиком в 18-м стрелковом батальоне  МВО. В 1943 году окончил электромеханическую школу Учебного отряда КБФ по специальности моторист торпедного катера и был направлен в 1-й Гвардейский дивизион торпедных катеров КБФ, где и прослужил до сентября 1945 года.

За время участия в боевых действиях В.Д. Кусков был награждён орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги». В первый же год участия в боях моторист торпедного катера 42 раза выходил в море на минные постановки у баз противника, на поиск и уничтожение его кораблей. Во время оной из атак  кораблей противника нашими торпедными катерами прямым попаданием вражеского снаряда был разбит левый мотор и повреждён маслопровод правого мотора торпедного катера.  Несмотря на то, что В.Д. Кусков был контужен, он добрался до мотора, голыми руками зажал повреждённое место маслопровода, получил сильные ожоги руки, но предотвратил утечку масла. Благодаря героическому поступку моториста катер выполнил поставленную задачу.      

В бою 1 июля 1944 года торпедный катер № 43 был сильно повреждён. В машинном отделении возник пожар. В.Д. Кусков был тяжело ранен, но продолжал стоять на боевом посту. Когда на спасение катера не осталось надежды, команде было приказано покинуть корабль. Вместе с главным старшиной Г.А. Матюхиным В.Д. Кусков принял меры для спасения двух раненых офицеров. Они надели на них свои спасательные пояса и опустились с офицерами за борт. Истекая кровью, В.Д. Кусков поддерживал своего командира М.Н. Хренова в течение двух часов, пока не подошли наши катера. Самого В.Д. Кускова доставили в госпиталь с тремя тяжёлыми ранениями и сильными ожогами лица и рук.

За участие в потоплении 3-х кораблей противника, отвагу и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года старшему краснофлотцу Виктору Дмитриевичу  

Кускову было присвоено звание Герой Советского Союза.

После Великой Отечественной войны В.Д. Кусков окончил Военно-морское политическое училище, служил в Вооружённых Силах до 1955 года.

 

 

 

 

 

 

ЛАРИН Иван Яковлевич. Родился в 1911 году в деревне Нечаево Бежецкого района. В ВМФ с 1933 года. В Учебном отряде подводного плавания имени С.М. Кирова получил специальность рулевого, служил в бригаде подводных лодок Тихоокеанского флота на ПЛ «М-6» рулевым-сигнальщиком, затем – боцманом. В 1938 году окончил Курсы подготовки командного состава Учебного отряда имени С.М. Кирова и был назначен в Кронштадт в дивизион катеров-тральщиков на должность командира катера № 706. После окончания войны  с белофиннами  1939-1940 гг.  катер-тральщик успешно выполнял задания  командования по тралению.  

Когда началась Великая Отечественная война, катер нёс дозорную службу на подступах к Кронштадту, ставил противолодочные сети, участвовал в проводке караванов наших судов с вооружением и боеприпасами, сражался с самолётами противника, занимался тралением под вражеским обстрелом.

В 1943 году И.Я. Ларин был назначен командиром катера-тральщика № 701 и снова показывал пример мужества и героизма. Особо отличился он в боях за острова Даго и Муху. В ночь на 1 октября 1944 года его катер шёл головным в дивизионе, который высаживал войска первого стрелкового корпуса.  Гитлеровцы встретили катера ураганным огнём из орудий, пулемётов и миномётов. Пулемётчики катеров своим огнём сумели подавить огонь врага.

Десантные войска были высажены на берег. В течение двух суток, днём и ночью, несмотря на плохую погоду и большую волну, катер под его командованием доставлял на остров войска, вооружение, боеприпасы и различные грузы.  48 часов гвардии мичман не сходил с командного мостика.

За период Великой Отечественной войны И.Я. Ларин принял участие в многочисленных боевых выходах на траление, в проводке кораблей за тралами, формировал мощные минные поля с ловушками. На его катер в 1943-1944 годах было совершено 22 налёта авиации противника, 9 раз кате получал серьёзные повреждения. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 года Ивану Яковлевичу Ларину было присвоено  звание Герой Советского Союза. Был он также награждён орденами Красной Звезды, другими орденами и медалями. После войны командовал бронекатером.

В 1948 году в звании мичмана уволен в запас.

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕБЕДЕВ Дмитрий Максимович. Родился в 1917 году в городе Кимры. В ВМФ с 1936 года. Окончил Военно-морское авиационное училище им. С.А. Леваневского. Служил на ЧФ в 119 разведывательном авиаполку. С первых дней Великой Отечественной войны наносил бомбовые удары по промышленным объектам и плавсредствам противника, летал на разведку. В период героической обороны Севастополя произвёл 127 боевых вылетов. В июле 1942 года Д.М. Лебедев назначен командиром звена 27-г Отдельной разведывательной эскадрильи. В любых метеоусловиях летал он на воздушную разведку, доставляя ценные сведения командованию. 28 июля 1942 года во время выполнения боевого задания его самолёт атаковали два истребителя Ме-109, была пробита гидросистема. Дотянув до аэродрома, Д.М. Лебедев дал команду экипажу прыгать с парашютом, а сам посадил самолёт на одно колесо.

Благодаря отличному пилотированию, воле и выдержке он спас самолёт, на котором на следующий день снова вылетел на выполнение боевого задания. 29 сентября 1942 года, прикрывая наши транспорты в районе Джубга, он в течение 22 минут на подбитом самолёте вёл бой с четырьмя немецкими истребителями Ме-109.  Когда пламя попало в кабину, стало обжигать лицо и руки, дал команду штурману прыгать и сам выпрыгнул с парашютом в воду.

За успехи в боевых действиях, героизм и мужество , ценные разведывательные сведения, товарищескую взаимопомощь и самоотверженность, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 июля 1943 года Дмитрию Максимовичу Лебедеву присвоено звание Герой Советского Союза.

Ранее он был награждён двумя орденами Красного Знамени.

По окончании  Курсов усовершенствования начальствующего состава при Ейском ВМ училище в июне 1944 года назначен командиром 2-й эскадрильи  29-го  авиаполка ЧФ.

В 1945 году в составе в составе 30-го Разведывательного Севастопольского Краснознамённого авиаполка сражался на Балтике. Совершая разведывательные полёты, он сообщал ценные сведения о кораблях и транспортах противника, вылетал на бомбовые удары. На его счету потопленный транспорт, повреждённый эсминец и взорванный склад с боеприпасами.

За успешные боевые действия на Балтийском море Д.М. Лебедев награждён тремя орденами Красного Знамени, другими орденами и медалями. После окончания Военно-воздушной Академии продолжил воинскую службу. В 1971 году уволен в запас в звании полковника.  

 

 

 

МАТВЕЕВ Михаил Алексеевич. Родился в 1916 году в деревне Жабны Вышневолоцкого района.  В ВМФ с 1942 года В ВКП(б) с 1944 года. В марте 1936 года после окончания обучения в аэроклубе направлен в Москву в парашютную школу, после окончания школы – в качестве лётчика-инструктора работал в различных аэроклубах страны.

В кадры ВВС ВМФ зачислен в августе 1942 года. До мая 1943 года служил командиром звена в 1-й школе пилотов первоначального обучения ВВС ВМФ, затем учился на курсах  командиров звеньев  ВВС ВМФ и был назначен  командиром звена в 7-й Гвардейский пикировочно-штурмовой авиаполк КБФ. В боевых действиях против немецко-фашистских захватчиков принимал участие с ноября 1943 года. Одним из первых в полку М.А. Матвеев овладел новой тактикой нанесения комбинированных бомбоштурмовых ударов по кораблям противника методом топмачтового бомбометания, за что был трижды награждён орденом Красного Знамени.

В июне 1944 года назначен командиром эскадрильи того же полка.

За период боевых действий М.А. Матвеев совершил 98 боевых вылетов. В результате бомбоштурмовых ударов по кораблям противника им в групповых атаках потоплено и повреждено 12 транспортов, 16 сторожевых кораблей, 19 тральщиков, 2 минных заградителя, 5 сторожевых катеров, 15 десантных барж, 4 буксира, 2 торпедных катера. Лично потопил два вражеских транспорта, нанёс большой урон живой силе и боевой технике противника.

24 июля 1944 года М.А. Матвеев погиб при выполнении боевого задания в районе Либавы (Лиепаи).

За образцовое выполнение боевых заданий, умелое командование эскадрильей, героизм и мужество, проявленное в боях с врагом Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года гвардии капитану Матвееву Михаилу Алексеевичу. присвоено звание Герой Советского Союза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НИКИТИН Николай Алексеевич. Родился в 1922 году в деревне Камнище  Новоторжского (Торжокского) района. В ВМФ с 1942 год. В 1942 году прошёл обучение в аэроклубе г. Калинина. В ноябре 1943 года после окончания 3-го Военно-морского авиационного училища получил назначение на должность лётчика в 35-й штурмовой авиаполк КБФ.

С декабря 1943 по май 1944 года совершил 59 успешных боевых вылетов а бомбоштурмовые удары по укреплениям, живой силе и технике противника, по его кораблям в Финском заливе, на Ладожском и Чудском озере. В январе 1944 года, когда развернулись бои за окончательное снятие блокады Ленинграда и разгром немецко-фашистских войск под Ленинградом, Н.А. Никитин летал на разгром укреплений, огневых точек, скоплений войск врага. Так 15 января 1944 год он произвёл два бомбоштурмовых удара по войскам и технике противника в районе д. Заостровье. В результате группового удара было взорвано 3 дота, подавлен огонь зенитных точек и уничтожено до 120 немецких солдат и офицеров. 25 января взорвал склад боеприпасов и вызвал 5 очагов пожара на ст. Елизаветино.

За успешное выполнение боевых заданий Н.А. Никитин был трижды награждён орденом Красного Знамени. В августе 1944 года его назначают командиром звена, а вскоре и заместителем командира эскадрильи.  Всего за период участия в боевых Н.А. Никитин произвёл 110 боевых вылетов, а в результате бомбоштурмовых ударов лично и в группе было потоплено 17 и повреждено 19 различных кораблей и транспортов противника, уничтожено много техники и живой силы врага на суше.  К 10 февраля 1945 года Н.А. Никитин был уже четырежды награждён орденом Красного Знамени.

За героизм, мужество и отвагу Указом Президиума Верховного Совета  СССР от 6 марта 1945 года старшему лейтенанту Никитину Николаю Алексеевичу присвоено звание Герой Советского Союза.        

Уволен в запас в 1947 году. В 1973 году умер.

 

 

ОКТЯБРЬСКИЙ Филипп Сергеевич. Родился в 1899 году  в деревне Лукошино Старицкого района.  В ВМФ с 1918 года. В ВКП(б) с 1919 года. В 1917 году был помощником машиниста на однм из судов. В 1918 году перешёл  на службу в РККФ и поступил в Машинную школу морских сил Балтийского флота, после окончания которой служил на учебном корабле «Океан». В 1920 году Ф.С. Октябрьский назначен машинистом на линкор «Лейтенант Шмидт», в 1921 году – на крейсер «Гангут».

Затем учился в Петроградском Комвузе, после окончания которого был направлен  на политическую работу.

В 1928 году закончил Параллельные классы при ВВМУ им. М.В. Фрунзе, затем служил на торпедных катерах КБФ и ТОФ. За 6 лет службы на ТОФ Ф.С. Отябрьский сделал много для укрепления флота. В 1937 году награждён орденом Красной Звезды. Был командующим Каспийской военной флотилии, в 1930 году назначен на должность Командующего ЧФ.

Под его руководством был проведён ряд важных мероприятий по укреплению мощи Флота. ЧФ под командованием Ф.С. Октябрьского в годы Великой Отечественной войны отличился многочисленными морскими десантами, мощным огнём корабельной артиллерии и авиационными ударами. Активно содействовал сухопутным войскам в героической обороне  Одессы, Севастополя, Новороссийска, Керчи, Северного Кавказа и Крыма. В наступательных операциях Советской Армии  1943-1945 черноморские подводники, катерники, лётчики энергично действовали на морских коммуникациях, защищали свои пути сообщения. По неполным данным, корабли и  соединения Черноморского  флота  под командованием Ф.С. Октябрьского потопили 835 кораблей и судов противника, 539 повредили и внесли достойный вклад в нашу Победу. 200 моряков стали Героями Советского Союза. Ф.С. Октябрьскому это звание было присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР уже после войны -  20 февраля 1950 года.

За время Великой Отечественной войны за умелое руководство флотом и личное мужество и героизм Ф.С. Октябрьский был награждён двумя Орденами Ленина, орденом Красного Знамени, Суворова, двумя орденами Ушакова и Красной Звезды.

В послевоенные годы Ф.С. Октябрьский командовал ЧФ, был 1-м заместителем Главнокомандующего ВМФ, занимал другие ответственные должности, отдавая все силы и знания делу укрепления боевой мощи ВМФ. Избирался членом ЦРК КПСС, депутатом Верховного Совета СССР.

В 1969 году адмирал Филипп Сергеевич Октябрьский умер. Его имя присвоено воинской части КЧФ и боевому кораблю ВМФ.

 

 

 

РАКОВ Василий Иванович родился в 1919 году в селе Большое Кузнечково Кувшиновского района. В Вооружённых Сила с 1928 года. В ВКП(б) с 1932 года. В 1928 году  поступил в Военно-теоретическую школу лётчиков в Ленинграде. С 1929 года продолжал учёбу в Качинской военной школе лётчиков, затем в Ейской школе морских лётчиков, которую окончил в 1931 году. В июне 1931 года начал службу младшим лейтенантом 62-го Отдельного авиаотряда. В 1938 году окончил Высшие авиационные курсы усовершенствования ВВС РККА в Липецке и был направлен командиром эскадрильи 57-го бомбардировочного авиаполка КБФ, в составе которого участвовал в войне с белофиннами в 1939-1940 годах. В декабре 1039 года эскадрилья капитана  В.И. Ракова получила задание нанести бомбовый удар по одному из приморских военных объектов противника. При выполнении задания самолёт В.И. Ракова был обстрелян зенитно-пулемётным огнём. Левый мотор самолёта вышел из строя. Несмотря на это, лётчик на одном моторе  зашёл на цель, выполнил задание и только после этого вернулся на аэродром со своей эскадрильей.

За отличное выполнение заданий командования по разведке кораблей и оборонных сооружений противника, за успешные бомбовые удары по военным объектам, за мужество в боях В.И. Раков был представлен к званию Герой Советского Союза. В наградном листе записано: «Личный состав эскадрильи товарища Ракова сколочен и подготовлен для выполнения боевого задания. Задание по уничтожению самолётов противника на аэродроме Сантахамина эскадрилья тов. Ракова В.И. выполнила на отлично. За храбрость, самоотверженность при выполнении боевого задания он заслуживает высшей награды Правительства СССР».

 Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 февраля 1940 года капитану В.И. Ракову было присвоено звание Герой Советского Союза.    

После окончания войны с белофиннами В.И. Раков был помощником командира 57-го бомбардировочного авиаполка, в 1940 году командовал 62-й эскадрильей КБФ.

Начало Великой Отечественной войны застало В.И. Ракова слушателем Военно-морской академии, которую он окончил в феврале 1942 года и был направлен на ЧФ командиром 2-й морской авиабригады, участвовал в обороне Севастополя и Керчи. В апреле 1943 года В.И. Раков был назначен командиром эскадрильи 73-го бомбардировочного авиаполка. Он вылетал ведущим группы самолётов Пе-2 на бомбардировку артиллерийских батарей, укреплённых позиций, военных объектов переднего края обороны и кораблей противника. 21 июля 1943 года группа Пе-2, ведомая им, нанесла бомбовый удар и повредила железнодорожный мост через р. Лугу. На следующий день - 22 июля – в д. Колколово В.И. Раков уничтожил командный пункт противника, а через несколько часов он в группе вылетел вторично и разрушил железнодорожное полотно и пристанционные постройки станции Красногвардейск. 25-27 июля 1943 года вылетал по нескольку раз в день, бомбил артиллерийские батареи врага в районе Сенявино и совхоза «Торфяники». 27 сентября уничтожил батарею береговой обороны  на острове Большой Тютерс. 9 октября 1943 года в составе группы нанёс бомбовый удар по железнодорожному мосту ст. Кингисепп.

В дни снятия блокады и освобождения Ленинградской области  

От фашистских захватчиков он громил укреплённые точки, войска и технику противника.

73-й авиаполк за боевые успехи был в январе 1944 года преобразован в 12-й Гвардейский пикировочно-бомбардировочный авиаполк, командиром которого в мае того же года назначен В.И. Раков. Полк участвовал в освобождении Карельского перешейка и Выборга, в освобождении Нарвы и Таллина, островов Финского залива. За отличные боевые действия в боях при освобождении Таллина полку было присвоено наименование «Таллиннский».

 Связи с наступлением войск Ленинградского фронта на Карельском перешейке операциям флота в Выборгском заливе, противник усилил деятельность своих военно-морских сил. Военно-морская база Котка стала главной маневренной базой лёгких сил противника, оборону которой он усиленно укреплял, особенно средствами крейсера ПВО «Ниобе».  Ударом группы пикирующих бомбардировщиков В.И. Ракова совместно с группой топмачтовиков 16 июля 1944 года крейсер был потоплен.

22 июля 1944 года гвардии подполковник морской авиации КБФ Василий Иванович Раков был награждён 2-й Звездой Героя.  

16 сентября 1944 года лётчики 12-го Гвардейского авиаполка дважды нанесли бомбовый удар по кораблям противника в порту Либава (Лиепая). Ведущим 2-й группы Пе-2 был В.И. Раков. В результате удара были потоплены подводная лодка и крупный транспорт, взорван плавдок и вызваны пожары

портовых сооружений. Всего в этот день лётчики полка потопили 3 подводных лодки, 2 тральщика; 1 транспорт был повреждён.

За выдающиеся боевые заслуги, высокое лётное мастерство, нанесение врагу большого ущерба, мужество и отвагу В.И. Раков был награждён двумя орденами Красного Знамени, многими другими орденами и медалями.

В послевоенные годы В.И. Раков окончил Военную академию Генерального штаба, служил в авиации, преподавал в Военно-морской академии.

В 1971 году профессор, доктор военно-морских наук, дважды Герой Советского Союза Василий Иванович Раков уволен в запас в звании генерал-майор авиации ВМФ.  

 

 

 

 

 

 

 

 

СГИБНЕВ Пётр Георгиевич родился в 1920 году в деревне Шевелёвка Кашинского района. В ВМФ с 1937 года В ВКП(б) с 1942 года. В авиацию пришёл по путёвке комсомола. Окончил с отличием Ейское военно-морское авиационное училище, в 1940 году прибыл в 12-ю отдельную истребительную эскадрилью КБФ на должность младшего лётчика.

Здесь и застала П.Г. Сгибнева Великая Отечественная война. Он участвовал в потоплении эсминца в Ирбенском проливе 6 июля 1941 года, лично потопил торпедный катер. 28 августа 1941 года П.Г. Сгибнев и его ведомый, выполняя задание по разведке в районе острова Рухну, встретили 4-х вражеских истребителя Ме-109. Завязался воздушный бой. 2 самолёта врага были сбиты, но и самолёт П.Г. Сгибнева получил серьёзные повреждения: вышли из строя 5 цилиндров двигателя из 9-ти, заклинило управление элеронами.

Лётчик проявил исключительное мастерство и мужество, и сумел посадить горящую машину на аэродром.

До октября 1941 года он сделал 186 боевых вылетов на истребителе И-153, провёл 14 воздушных боёв, сбил 4 вражеских самолёта, был дважды ранен.

После госпиталя назначен на Северный флот в 72-й смешанный Краснознамённый авиаполк. В полку был на должности лётчика, командира звена, заместителя командира эскадрильи. В марте 1942 года назначен командиром 1-й эскадрильи 72-го истребительного авиаполка, учил молодой личный состав. Его смелые и решительные атаки, высокое мастерство в технике пилотирования служили образцом для подчинённых.

Эскадрилья под командованием П.Г. Сгибнева сбила 34 самолёта врага. За 5 месяцев пребывания на СФ П.Г. Сгибнев выполнил 74 боевых вылета, участвовал в 7-и воздушных боях, в ходе которых сбил 6 самолётов противника.  

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года гвардии капитану Петру Георгиевичу Сгибневу присвоено звание Герой Советского Союза.

В то время он уже был назначен командиром 2-го Гвардейского истребительного Краснознамённого авиаполка имени Б.Ф. Сафонова. На его боевом счету к началу апреля 1943 года было 18 уничтоженных самолётов врага, 360 боевых вылетов.

За отличное выполнение боевых заданий, воспитание лётных кадров П.Г. Сгибнев был награждён двумя орденами Красного Знамени.  

3 мая 1943 года в воздушном бою Пётр Георгиевич Сгибнев погиб. Его именем названа улица в городе Североморске.

 

 

 

 

ТИХОМИРОВ Иван Васильевич родился в 1909 году в селе Борки Зубцовского района. В ВМФ с 1932 года. Специальность военного лётчика получил в Военно-теоретической школе лётчиков в Ленинграде и в Ейской школе морских лётчиков. Служил в авиации ЧФ, переведён на ТОФ на должность заместителя командира эскадрильи. В ноябре 1943 года И.В. Тихомиров назначен заместителем командира, затем -  командиром эскадрильи 51-го минно-торпедного авиаполка КБФ, в составе которого он отважно сражался с немецко-фашистскими захватчиками. В боях проявил бесстрашие, хладнокровие, находчивость. За короткий срок овладел мастерством топмачтового бомбометания и обучил этому методу лётчиков своей эскадрильи.

20 июня 1944 года И.В. Тихомиров получил особе задание Верховного Главнокомандующего в составе эскадрильи уничтожить дамбу-плотину на реке Свири, превращённую противником в мощный оборонительный рубеж.

Многими бомбовыми ударами плотина была взорвана и разрушена, что обеспечило продвижение наших сухопутных войск между Ладожским и Онежским озёрами. За месяц боёв (с 19 июня по 17 июля 1944 года) эскадрилья под умелым командованием И.В. Тихомирова совершила 52 успешных боевых вылета на бомбовые удары по кораблям и транспортам, по железнодорожным станциям и другим объектам противника и на постановку мин. Эскадрильей потоплено 4 транспорта общим водоизмещением 10000 т, эсминец и тральщик врага, разрушено 24 железнодорожных вагона, уничтожено много живой силы и техники противника.

За отличное выполнение боевых заданий командования, смелость и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года капитану Тихомирову Ивану Васильевичу было присвоено звание Герой Советского Союза.

24 июля 1944 года И.В. Тихомиров вылетел на топмачтовый бомбоудар по вражеским кораблям в Финском заливе. Во время атаки самолёт был подбит. Экипаж капитана И.В. Тихомирова

(штурман капитан Н.И. Савинов и стрелок-радист М.П. Артамонов) погиб.