Публикации

Назад
 Три корабля и Тверская земля

Три корабля и Тверская земля

«Во всем свете у нас есть только два верных союзника – наша Армия и Флот!» Император России Александр III

В истории русского флота эти три корабля оставили знаменательный след, их имена постоянно пестрели на страницах различных изданий, снимали фильмы, издавали книги, народ большими толпами вступали на палубы или снимался на их фоне. Даже иностранные делегации с удивлением и трепетом внимали рассказам об этих кораблях.

Многие задавались вопросом: «Где море? И где Тверская земля? Ведь вокруг суша! Ну, есть реки и озера».

По истории русского флота многие специалисты отмечают, что наша малая Родина – Тверская земля, дала флоту десятки имен знаменитых адмиралов и сотни морских офицеров и тысячи простых моряков. По общему числу знаменитых фамилий мореплавателей наша земля в лидерах среди всех регионов России.

Всмотритесь в их имена и ощутите себя, сопричастными к памяти наших национальных героев.

Вице-адмирал Корнилов Владимир Алексеевич, уроженец Старицкого уезда, начальник обороны Севастополя, 5 октября 1854 года смертельно ранен на Малаховом кургане. Похоронен в адмиральской усыпальнице Владимирского собора в Севастополе.

Контр-адмирал Арбузов Александр Павлович, командир 47-го флотского экипажа, захоронен в Житенском монастыре г. Осташкова.

Контр-адмирал Анжу Петр Федорович, уроженец г. Вышнего Волочка, исследователь Арктики, герой Наварина.

Адмирал Голенищев-Кутузов Иван Логинович, директор Морского кадетского корпуса, имения в Торопецком и Бежецком уездах.

Лейтенант Ильин Дмитрий Сергеевич, герой Чесменского сражения, уроженец Весьегонского уезда.

И многие, многие другие.

А корабли?

Галера «Тверь».

Галера "Тверь" в Адмиралтейской слободе. Фото 1880-е гг.

После знаменитого пожара в городе Твери в 1763 году и указания императрицы Екатерины о восстановлении столицы тверского края, было объявлено, что весной 1867 года состоится приезд Екатерины и дальнейшее путешествие царского поезда вниз по Волге с целью посмотреть и объехать различные провинции Российского государства.

Для комфортного путешествия было принято решение построить галерную флотилию под началом главного специалиста капитана 2-го ранга П.И. Пущина (в последующем – адмирал). Исполнитель работ был назначен подмастер Щепин. Непосредственно на стапелях работали местные специалисты, так как тверские корабелы со времен Петра строили суда для Балтийского галерного флота. Строительство скорей всего проводилось в устье Исаевского ручья в Затверецкой части Твери, так как здесь располагалась «Петровская» гавань, размеры которой 200 на 50 метров. Да и удобные подъезды позволяли поставлять материалы прямо на стройку. На другой стороне Тверцы в деревне Киселево имелось такое техническое сооружение, но раза в три меньше.

Эти места положительно оценили профессор Воробьев В.М., художник Всеволод Иванов и другие военно-морские специалисты.

Судно было изготовлено из дерева: набор – из дуба, обшивка и палубный настил – из сосны, элементы декоративной отделки – из липы и березы. Все детали судна, по свидетельству очевидце, носили следы тщательной обработки. Строительный материал использовался только местный.

Галера имела длину 39 метров, ширину – 7,65 м, высоту – 7 м. В справочнике морского историка Ф.Ф. Веселаго (тверской дворянин, адмирал флота), галера «Тверь» указана как 12-ти баночная, 24-весельная. В кормовой надстройке насчитывалось до девяти отдельных помещений – небольшая каюта капитана и большие роскошно отделанные каюты путешествующих, особым убранством отличались спальня для Екатерины и столовая.

Строительство кораблей продолжалось меньше полугода. Спущена галера на воду 3 апреля 1767 года. И ранней весной были произведены испытание сооруженных судов флотилии посредством пробного плавания по Волге от Твери до Казани и обратно. Всего было сооружено 9 кораблей (галеры: «Тверь», «Волга», «Углич», «Ярославль», «Кострома», «Нижний Новгород», «Казань», «Азия», госпитальное судно «Ржев Владимиров») и 14 судов меньшего размера. Для салютных действий в ходе путешествия каравана были использованы орудия времен Азовского похода царя Петра, найденные в устье Исаевского ручья на месте закрытого мужского монастыря Святого Онуфрия и стоящей здесь одноименной деревянной церкви.

Согласно указу Адмиралтейств-коллегии от 2 мая 1767 года «за ревностное старание в построении для походу нашего по Волге судов» капитан 2-го ранга Пущин был произведен во флотские капитаны 1-го ранга и назначен капитаном галеры «Тверь». Другие участники строительства так же были щедро поощрены.

На борту каравана разместилось 1122 пассажира, в том числе посланники Пруссии, Саксонии, Дании и Испании. 2 (13) мая 1767 года плавание началось и завершилось через месяц. Суда флотилии были переданы Казанскому адмиралтейству. Причем флагманскую галеру «Тверь» государыня повелела «хранить вечно, не переменяя того вида, какой она имела во время Высочайшего путешествия».

Галера пережила восстание Емельяна Пугачева, смутное время Гражданской войны. В 1954 году корабль был лишен охраны государства. В октябре 1956 года, якобы по детской шалости, павильон в котором хранилась галера «Тверь» и катер Павла I, был уничтожен пожаром.

В течение прошедших 60-ти лет предпринимались попытки воссоздать корабль, правда, в других регионах России.

А что же сам город Тверь или Тверская область? Где же меценаты?

Крейсер «Аврора»

Знаменитый корабль в истории Российского государства. Участник русско-японской войны 1904-1905 гг. В октябре 1917 года своим холостым выстрелом ознаменовал штурм Зимнего дворца и победу Великой Октябрьской революции. Отмечен в обороне города Ленинграда в годы Великой Отечественной войны 1941 1945 гг. А сегодня стоит как памятник военного флота России на Неве у Зимнего дворца.

31 марта (12 апреля) 1897 император Николай II повелел именовать строящийся крейсер «Авророй» в честь богини зари у римлян. Это название было выбрано самодержцем из одиннадцати предложенных вариантов наименований.

Официальная закладка крейсеров типа «Диана» была произведена 23 мая (4 июня) 1897 года, укрепив специальную серебряную табличку с изображением корабля.

Водоизмещение, т6 731 Длина с тараном, м126,8 Наибольшая ширина, м16,8 Средняя осадка, м6,4 Общая мощность трех машин, полученная на испытаниях, л. с11 971 Наибольшая скорость, уз19,2 Дальность плавания при 10- узловой экономической скорости, миль4000 Экипаж (офицеры, кондукторы, унтер-офицеры и матросы), чел570

Общая стоимость крейсера составила примерно 6 400 тыс. руб.

В ходе строительства корабля всплывают фамилии тверских дворян: вице-адмирал Тыртов Павел Петрович – управляющий Морским министерством, контр-адмирал Скрыдлов Николай Илларионович – главный инспектор минного дела. Но самое главное это командиры крейсера «Аврора»: 2-й – с ноября 1897 г. – по октябрь 1898 г. капитан 1-го ранга Мельницкий Аркадий Александрович, 6-й – с января 1901 г. – по июль 1904 г. капитан 1-го ранга Сухотин Иван Владимирович. Что интересно даже при формировании экипажа командование распорядилось произвести набор матросов и из числа жителей Тверской губернии.

Мельницкий Аркадий Александрович, родился 5 сентября 1850 года, уроженец Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. Контр-адмирал в отставке - приказ № 628 от 22.08.1905. 1871 - Морской корпус, 1872 - мичман, июль 1877 - 9 ночей участвовал в выставлении Парапанского минного заграждения на Дунае в районе переправы русских войск, 1887 - старший офицер клипера "Пластун", 1888 - 1892 - старший офицер клипера "Крейсер", 1892 - командир канонерской лодки "Гроза", 1892 - 1894 - командир транспорта "Артельщик", 1894 - 1895 - командир линейного крейсера "Гайдомак", 1895 - командир канонерской лодки "Гремящий", Ноябрь 1897 - октябрь 1898 - капитан 1 ранга, командир крейсера "Аврора",1898 - 1901 - командир эскадренного броненосца "Севастополь", совершил переход на Дальний Восток в составе Тихоокеанской эскадры. Служил на Балтийском и Чёрном морях. Окончил службу в 1905. Усадьба Добрыни, Лугининская (Поддубская), Вышневолоцкий у. 20.02.1915 г. избран кандидатом в члены Государственного совета от Тверского губернского земского собрания. (Тверские губернские ведомости № 62 от 14.08.1915). Почётный мировой судья Вышневолоцкого уезда. Род Мельницких внесен в 6-ю часть родословной книги Тверской губернии.

Сухотин Иван Владимирович, родился в селе Стружня Новоторжского уезда Тверской губернии. Контр-адмирал (29.07.1906), 1875 - Морской корпус, 1876 – мичман. В 1878-1882 на канонерской лодке «Горностай» и шхуне «Восток» плавал в Японском, Китайский морях. В 1883-1885 – вахтенный начальник на клипере «Абрек». 1888 - минный офицерский класс, служил на Балтийском море и Тихом океане. 14.10.1900 зачислен слушателем курса военно-морских наук Николаевской Морской Академии. Январь 1901 - июль 1904 - капитан 1 ранга, командир крейсера "Аврора". 1904-1905 командир учебного судна «Океан». 11.01.1913 скончался в Санкт-Петербурге, похоронен на Смоленском православном кладбище (Гранитный крест на постаменте, в ограде из якорей и цепей. Уч. 36. 1-я Надеждинская дор.)». Род внесён в 6-ю часть родословной книги Тверской и Тульской губернии. Имение Родионово Новоторжского уезда входило в приход церкви с. Стружня.

И как бы продолжая славные традиции старших поколений экипажа крейсера 22 января 2016 года на страницах газеты «Труд» была опубликована статья «Последние залпы «Авроры», где среди награжденных отмечено имя нашего тверского земляка, Арсения Ивановича Волкова — уроженца деревни Исаиха Тверской области. Незадолго перед войной был призван на Балтийский флот. Начал службу на «Авроре» в должности судового плотника, но скоро стал главным боцманом корабля. Оба его брата погибли на фронтах Великой Отечественной. А вот Арсений Иванович выжил, прошел всю войну, получил несколько орденов и медалей, в том числе и «За отвагу» — за возвращение на место сбитого осколками от немецких бомб, флага корабля. Волков и после войны служил на «Авроре», уволился в запас мичманом. В 1985 году Арсений Иванович вновь как участник войны был награжден орденом Отечественной войны II степени. В 2017 году попытались отыскать следы героя. Деревни Исаиха на карте нет. Мичман Волков умер. Даже в администрации Лесного района не знают об этом человеке. Очень жаль.

23 мая 2017 года исполняется 120 лет со дня закладки знаменитого крейсера «Аврора». Затем будет отмечаться 100-летие Великой Октябрьской революции. А кто вспомнит наших командиров корабля? На сайте tver-history.ru>heroes можно найти только три строчки про адмиралов. Даже в книге «Памятные даты на 2017 год» не нашлось хотя бы несколько слов, про крейсер и тверских контр-адмиралов Мельницкого и Сухотина. А кто вспомнит мичмана Волкова?

Легкий артиллерийский крейсер «Михаил Кутузов»

Водоизмещение, т6 731 Длина, м126,8 Наибольшая ширина, м16,8 Средняя осадка, м6,4 Общая мощность трех машин, полученная на испытаниях, л. с11 971 Наибольшая скорость, уз19,2 Дальность плавания при 10- узловой экономической скорости, миль4000 Экипаж (офицеры, кондукторы, унтер-офицеры и матросы), чел570 Кают и помещений2 500

Проект 68-бис. К концу 1954 года окончательно были достроены и введены в эксплуатацию лишь 15 кораблей. Еще 6 корпусов были заложены на стапелях, но после смерти И.В. Сталина программу проекта свернули и корпуса разобрали. К началу развала СССР (1991 г.) корабли этого проекта были исключены из состава флота и или утилизированы на металлолом или проданы Индии. По сведениям экспертов, лица участвующие в реализации кораблей в большинстве своем сегодня безбедно живут за границей.

А наш корабль, получивший имя знаменитого русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова, с 9 августа 1954 года участвовал в ликвидации подрыва линкора «Новороссийск» (29.10.1955 г.), 27 человек членов экипажа погибли. Участвовал в 15 дальних походах (прошел более 220 000 миль) в составе групп ВМФ СССР и общефлотских учениях, в двух израильско-арабских войнах как штабной корабль группировки, посещал порты стран Европы, Азии и Африки. Из состава экипажа крейсера в дальнейшем вышло 17 адмиралов, 78 капитанов 1-го ранга, более 700 моряков было награждено орденами и медалями. В 1961 году на крейсере проходили съёмки фильма «Увольнение на берег». По воспоминаниям Владимира Высоцкого, игравшего в фильме эпизодическую роль и проведшего месяц на крейсере. В том же году на «Кутузове» побывал с визитом Юрий Гагарин.

Но начиная с времен правления Горбачева М.С., флот стал умирать.

Что касается крейсера «Михаил Кутузов», то только, благодаря личному вмешательству премьер-министра Евгения Михайловича Примакова, корабль остался «в живых». 14 июля 1999 года вышла директива Командующего ЧФ ДК-09 «Об организации на крейсере «Михаил Кутузов филиала музея ЧФ». Приказом Министра обороны РФ от 1 октября 2012 года крейсер «Михаил Кутузов» включен в штат Центрального военно-морского Музея и стал называться «Корабль боевой славы – крейсер «Михаил Кутузов». В 1996 году международная организация «ЮНЕСКО» приняла решение о включении крейсера в каталог крупных кораблей, ставших историческими музеями.

Многие наверняка не знают, что родители Михаила проживали в Торопецком уезде имение Ступино (Тверская область). Отец – Голенищев-Кутузов Ларион (Илларион) Матвеевич, генерал-поручик, кавалер многих орденов, предводитель уездного дворянства, строитель канала Петра Великого, усовершенствовал оборону Кронштадта и многих русских крепостей. Сын долгое время даже служил под началом отца, а в 1770 году по поручению генерал-фельдмаршала П.А. Румянцева, укреплял Измаил.

Наверняка среди экипажа крейсера «Михаил Кутузов» служили из нашего региона. Руководство нашей области периодически берет шефство над кораблями и подводными лодками. А почему и в этом случае не принять похожее решение? Ведь мы много говорим о патриотическом воспитании молодых защитников Отечества. А почему про эти корабли мы не вспоминаем? Почему молчат руководители районов? Ведь этими именами можно и надо гордиться!

Военный историк и краевед Владимир Пяткин